вторник, 26 апреля 2011 г.

Табла

Табла - основной перкуссионный инструмент в североиндийской классической музыке.
Состоит из двух барабанов - левого (хнд. байя) и правого (хнд. - дайя). Левый басовый барабан также называют дагга, правый - табла.
Левый барабан издает глубокий басовый звук, сделан, как правило, из металла, но бывают и из глины.

Правый барабан сделан обычно из дерева, называемого "шишам". Шишам бывает "черным" и "красным".
Мембраны изготовлены из козьей кожи. На мембранах обоих барабанов есть черный элемент "сьяхи", состоящая из смеси качука, металлической пыли и угля, эта смесь специальным образом наносится на кожаную мембрану. Мембраны, как правило, крепятся к корпусу кожаными шнурами. Строй регулируется положением пробок и ударом молотка по кольцу.

Каждый звук, извлекаемый на табла, имеет название. На большом барабане или байяне извлекаются одиночные звуки Ka, Ga, используются заднеязычные согласные. На дайяне извлекаются основные звуки Na, Ti, Te, Tin, используются переднеязычные согласные. Кобинированные звуки: Dha, Dhin, Dhe, используются придыхательные звуки, характерные для языка хинди, придыхание означает басовый компонент. Есть комбинации звуков, исполнняемых по очереди - например, Dhet, Ghan, Kre, Traka.

Табла - настраиваемый инструмент. Мембраны обоих барабанов имеют собственную частоту, которая подстраивается к основной (чаще) или одной из второстепенных нот раги. На настройку байяна не обращают такого внимания, как на настройку дайяна - у последнего нота должна строго вписываться в мелодию. Главное, чтобы кожа байяна не была сильно ослаблена или перетянула. Часто кожа сама натягивается сверх меры из-за сухости воздуха. И наоборот, ослабляется из-за влажности.

Точных сведений о происхождении табла нет. Один из богов в индуизме Ганеша изображается играющим на табла, хотя издавна считается, что он играл на пакхавадже (который также называется мриданг). Табла - относительно молодой инструмент, произошедший от пакхаваджа. О том, что Ганеша играет на мриданге, говорится в "ганеш паране" - ритмично произносимом тексте, каждый слог которого теперь традиционно имитируется ударами на табла.
По "существующей традиции" создание этого инструмента (как и многого другого, чьё происхождение неизвестно) приписывают Амиру Хусро (XIII век), хотя по другим данным этому инструменту не более 400 лет. Само название «табла» — чужеземное, но это никак не относится к инструменту: якобы известны индийские древние рельефы, изображающие такие пары барабанов, и даже в «Натьяшастре» — тексте почти двухтысячелетней давности — упоминается о речном песке определённого качества, входящем в состав пасты для покрытия мембраны.

К слову, арабская дарбука, под которую часто танцуют арабские танцы (к которым применяют неологизм "бэллидэнс"), также называется у арабов табла.

По поводу значения табла и способов игры очень рекомендую посмотреть следующее видео.

Существует легенда, рассказывающая о рождении табла. Во времена Акбара жили два профессиональных исполнителя на пакхавадже. Они были непримиримыми соперниками и постоянно соревновались друг с другом. Однажды в жаркой схватке барабанного состязания один из соперников — Судхар Хан — потерпел поражение и, не в силах вынести его горечь, швырнул свой пакхавадж оземь. Барабан разбился на две части, превратившиеся в табла и дагга.

Существует несколько гхаран (школ) табла, наиболее известны шесть из них: Аджрара гхарана, Бенарес гхарана, Дели гхарана, Фарукхабад гхарана, Лакхнау гхарана, Панджаби гхарана. Слово "гхарана" происходит от слова "гхар" - (хинди) дом. Так как обучение классической музыке происходит в домашних условиях, дом становится местом передачи традиции. Дели гхарана считается наиболее древней, и с нее рекомендуется начинать освоение табла. Это логично, так как в этой гхаране большое внимание уделяется качеству извлечения звука средним и указательным пальцами по отдельности, после такой практики проще переходить к другим стилям игры, где больше задействована кисть, а пальцы собраны вместе.

Здесь можно ознакомиться с табла гхаранами. В достоверности информации насчет времени образования гхаран я не уверен, предпосылки к разности подходов к звукоизвлечению, скорее всего, связаны с тем, каким инструментам приходится аккомпанировать. Для аккомпанемента пению больше подходит одна гхарана, ситару или шенаю - другая. К вопросу гхаран индийские музыканты подходят неоднозначно. Существует мнение, что в вокале разделение на гхараны искусственно, а до 1940-х годов даже слова "гхарана" нигде в индийской искусствоведческой литературе не было.

В звукоизвлечении на дагга участвует указательный (ge, ke), средний палец (ge), ладонь левой руки (kat). Возможно извлечение звука щелчком ногтя по краю приглушенной мембраны (ka). На табла - указательный (na, ti, tin), средний (te), безымянный (ne, в связке terekite), ладонь правой (связка dhere). В разных гхаранах разный подход к звукоизвлечению. В Дели гхарана максимально задействованы указательный и средний пальцы правой руки (послушать Закира на эту тему). Также в игре на табла используется стиль poorab, в котором другой подход к звукоизвлечению, т.к. заимствован стиль игры на более древнем инструменте пакхавадж (роль сьяхи на этом инструменте выполняет смоченная водой мука, которая наносится на мембрану перед игрой). Фразы типа te te ka ta ga di ge na относятся к стилю пураб, часто произносимые слоги обозначают другие звуки, так как фразы подгоняются под удобство произношения. Кое-что об этом на этом видео.

Известные исполнители на табла:
Ахмеджан Тхираква (1891-1976),
Шаик Дауд,
Алла Ракха Кхан и его сын Закир Хусейн,
Шафаат Ахмед Кхан,
Кишан Махарадж,
Кумар Бозе,
Тари Кхан,
Свапан Чоудхри,
Аниндо Чаттерджи,
Йогеш Самси,
Виджай Гхате.

Комментариев нет:

Отправить комментарий