вторник, 26 апреля 2011 г.

Немного о струнных



В Индии много разновидностей струнных инструментов. Большинство из тех, что используются в классической и народной музыке, имеют схожие черты, которые я хотел бы назвать.

Звук индийских ладовых и безладовых инструментов привлекает объемом и тембральным окрасом. Частично эффект держится на использовании резонирующих струн. У ситара, сарода, саранги и т.д. есть струны, настраиваемые на основные ноты раги. Когда исполнитель извлекает звук на основных игровых струнах, дополнительная струна "отвечает", и возникает специфический волшебный "звон". Или же назойливый, кому как.

Мощность звука и тембральный окрас создается особенностями конструкции. Многие инструменты сделаны из тыквы (ситар, сарод, вина и т.д.). Есть также инструменты, у которых на корпусе натянута кожа, и вместе с колебанием струны колеблется и кожаная мембрана, на которую опирается косточка, на которую в свою очередь опираются струны. Этот эффект усиливается наличием дополнительных резонирующих струн. Такой принцип реализован, к примеру, в конструкции сарода, его прародителя - рубаба, у саранги и других инструментов.

К струнным инструментам относится также сантур, но на нем играют палочками примерно так, как на цимбалах. Изначально сантур был инструментом "тата-шантри вина", который использовался в кашмирской народной музыке. Первым, кто стал исполнять на нем индийские раги, был Шивкумар Шарма.

* * *
С классификацией индийских музыкальных инструментов можно ознакомиться здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий