понедельник, 25 апреля 2011 г.

с чего все начиналось

На вопрос, с чего начался ваш интерес к культуре Индии, каждый найдет, что сказать, и каждый рассказ будет по-своему уникальным. Расскажу, как дело обстоит в моем случае.

В раннем детстве я не знал об Индии ничего, даже не помню, чтобы на фильмы по телевизору попадал. Помню, что откуда-то на полке были индийские ароматические палочки, в серванте долго простояла банка с надписью "Indian instant coffee". В конце 80-х или в начале 90-х по телевизору показывали передачу "Эрудит", в одной из рубрик которой показывали какого-то индийского йога, который показывал, как садиться в позу лотоса, делать "мостик" и "березку". Когда я случайно наткнулся на эту передачу, стал внимательно следить за всеми передачами, но того йога я видел всего в двух или трех передачах, но повторял за ним все, что он показывал. В результате лет в 6-7 я научился делать те упражнения и пошел еще дальше - научился садиться на разные виды "шпагатов" - полагаю, те передачи и трюки были толчком к возникновению дальнейшего интереса к акробатике, который я реализовал, пойдя в 12 лет в цирковую студию, где прозанимался 2 года, но больше жонглированием. Хотя больше привлекали фокусы (родись я в Индии, был бы факиром с детства).

Все же о культуре Индии я ничего не знал - только о том, что есть специфические индийские фильмы с похожими песнями. Я теперь понимаю, почему те фильмы казались ну очень на любителя - по сравнению с боевиками, которыми заваливал нас западный рынок и к которым народ стал постепенно привыкать, те фильмы смотрелись слишком контрастно, хотя многие индийские фильмы и снимались в жанре боевика. Я смотрел некоторые фильмы, но сказать, что они заставили меня полюбить индийское кино, а после начать интересоваться культурой индийцев, не могу.

Весомый вклад в имидж культуры Индии привнесли кришнаиты, о которых многие знали только одно - это сектанты (тогда было особо модное слово, сект тогда и впрямь развелось немеряно), которые зачем-то бреются наголо, поют непонятные песни и продают книги на улице. Так как они впаривали эти книги всем подряд чуть ли не бесплатно, книги были у многих в качестве сувенира, у меня в том числе. Естественно, что открыв книгу о Шриле Прабхупаде, я там ничего не понял. Рассматривал только странные индийские слова в русской литерации, над и под буквами стояли то точки, то линии, это смотрелось непривычно и экзотично.

По окончании 90-х среди моих знакомых появились сахаджа-йоги. Я им задавал вопросы насчет индийской культуры и музыки, но информации никакой не получил, потому что никто из этих людей ничего об индийской культуре не знал и не знает. Разве что, познакомившись в 2003 году с музыкантом Алексеем Кабановым, некоторые нюансы стали проясняться, так как он занимается исполнением музыки хиндустани.

Интерес к Индии начал проявляться после того, как мой товарищ и коллега Владимир Стеценко в 2003 году дал мне диск с музыкой в исполнении Джона Маклафлина и толпой индийских музыкантов "Remember Shakti. Saturday night in Bombay". Меня тогда эта музыка сильно впечатлила, и я начал искать в интернете информацию об артистах, жанрах, ритмах. Оказалось, что каждый из индийских солистов, участвующих в этом концерте, - известный в Индии исполнитель классической музыки. Сначала я интересовался информацией о каждом из них, находил музыку в их исполнении, и постепенно стал приобщаться к индийской классике. Опыт анализа ритмов фламенко помог мне разобраться во многих ритмических трюках на слух, впоследствии это помогло мне глубже разобраться в построении ритмических рисунков и игре на табла.

Копание в индийских ритмах продолжалось несколько лет, но все это было "между делом" - я тогда активно занимался гитарным репертуаром, работой с коллективом, учился играть румынскую музыку на скрипке. Но к 2006 году во мне начало просыпаться желание научиться играть на табла, но инструмента было нигде не достать. Инструментом я обзавелся только осенью 2007 года и стал учиться выстукивать выученные ритмические шаблоны.

Весной 2007 года я купил 3-томный учебник хинди советских времен и начал учить язык, правда, меня хватило на 100 страниц учебника. Наряду с языком хинди меня стали интересовать и другие элементы индийской культуры - быт, обычаи, религии, я стал обзаводиться разной литературой в т.ч. касающуюся йоги и индуизма.

В 2010 году на табла я играл мало и больше занимался гитарой. В начале 2011 года занимался у индийского преподавателя табла, который жил в Киеве, благодаря чему владение инструментом значительно улучшилось, и интерес к дальнейшему изучению тонкостей индийской культуры и языка хинди у меня снова разгорелся. Наряду с музыкальным блогом решил завести и этот, чтобы обмениваться мыслями с коллегами, интересующимися культурой регионов Индии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий