понедельник, 9 мая 2011 г.

Ситар



Ситар - струнный щипковый инструмент, повсеместно использующийся в музыке хиндустани со средневековья. В его конструкции присутствуют резонирующие струны, инструмент состоит из длинного полого грифа и резонатора из тыквы. Обычно ситар имеет еще один съемный резонатор, который устанавливается с обратной стороны грифа.

Инструмент использовался в Индии, Пакистане и Бангладеше, а благодаря деятельности Рави Шанкара инструмент стал известен во всем мире. Не последнюю роль в этом сыграла культура хиппи. В поисках свободы духа многие приезжали в Индию, где можно было вдоволь помедитировать, познакомиться с вегетарианской кухней, попробовать напитков с содержанием конопли, найти среди индийцев таких же любителей носить фенечки и отращивать длинные волосы. Так как многие индийцы увлекаются европейской культурой и знают английский, им европейцы по-своему интересны, но больше как источник дохода. А для того, чтобы его получить, нужно туриста вдохновить - ведь он за этим приехал. За этим в Индию и поехал гитарист группы "Битлз" Джордж Харрисон, который стал брать уроки игры на ситаре у Рави Шанкара. Долго не проучился, зато в нескольких композициях Битлз добавил экзотических тембров ситара. В итоге Харрисон сделал для популяризации ситара в мире едва ли не больше, чем сам Рави Шанкар, которого считают основным популяризатором сего инструмента.

Звук ситара стал одним из опознавательных знаков: теперь, слыша характерный объемный звон струн, каждый может сказать: это что-то индийское. Ситар большой, он смотрится, что также немаловажно для европейца, жаждущего экзотических зрелищ.

Ситар - не такой уж древний инструмент. Так как мы не знаем ничего о том, какой была индийская музыка до начала 18 века (когда начался распад Империи Великих Моголов), можно лишь строить предположения. Один из индийских исследователей Лалмани полагает, что ситар произошел от тритантри-вины, благодаря нескольким модификациям приобрел современный вид. Каким был ситар и был ли он вообще до и во время существования империи, неизвестно, как и многое из истории индийской культуры.

Ситар имеет передвижные лады, которые настраиваются исполнителем на слух. На грифе можно заметить пропуски ладов - они смещаются в зависимости от структуры раги, нет необходимости иметь все 12 ладов в октаве, т.к. рага имеет 5-7 нот.

Ситар, как и многие струнные инструменты Индии, имеет резонансные струны, которые настраиваются на ноты раги. Когда исполнитель извлекает звук на основной струне, резонансная струна "отвечает", и это создает характерный звон, придающий звуку объем. Резонансные струны настраиваются с помощью колков на грифе. Они закреплены под ладами и на корпусе.

На ситаре правой рукой играют с помощью плектра, одеваемого на палец, его называют "мизраб".

Лады у ситара сделаны округлыми, чтобы упростить подтяжку струн пальцами левой руки (для игры используются указательный и средний палец). Интонирование происходит именно таким образом - подтяжкой струн. Нужно сказать, подход к игре на ситаре и его конструкция претерпела изменения благодаря Вилаяту Кхану (Ustad Vilayat Khan), который усилил роль левой руки, после чего на ситаре стали играть по-новому.

Увеличенный вариант ситара, имеющий более низкий звук, называется сурбахар.

Известные исполнители на ситаре:
Вилаят Кхан
Имрат Кхан
Дебу Чоудхри
Никхил Банерджи
Шахид Парвез
Рави Шанкар
Анушка Шанкар

Комментариев нет:

Отправить комментарий