понедельник, 2 мая 2011 г.

Немного о музыке хиндустани

Наиболее ранние упоминания о музыкальном искусстве в Индии в литературе:
- "Натьяшастра" - работа автора Бхараты об исполнительских искусствах Индии. Написана в районе начала нашей эры, +/- 200 лет.
- работа автора Сарангдева "Sangeet Ratnakar".

Об инструментах, которые использовались музыкантами в древности, почти ничего не известно. О том, какой была музыка тогда, вообще ничего не известно, можно только лишь строить догадки. Источники вразумительной информации о музыке хиндустани датируются не ранее начала 18 века.

В музыке хиндустани не используется слова "классическая". Музыка разделена на deshi и margi. Деши - это музыка отдельной страны. Иначе говоря, украинский гопак, русские частушки, музыка композиторов венской школы, фламенко и испанская классическая музыка причисляются к "деши", так как имеет территориальный оттенок. "Марги" - это, по древним понятиям, музыка, идущая от самого Брахмана. Иначе говоря, это то лучшее, что мы можем дать Брахману.

Североиндийский вокал настроен на качественное звукоизвлечение с использованием нужных обертонов так, чтобы ноты соответствовали обертонам танпуры, а обертоновая картина пения гармонировала с обертонами, создаваемыми танпурой.
Танпура - инструмент не для "введения в состояние медитации", а для создания прозаической музыкальной гармонии. Манипуляции с косточкой танпуры настроены на проявление максимального количества обертонов колеблющихся струн (с появлением характерного звона), что явно показывает, что мышление индийского музыканта привязано к самому что ни на есть натуральному строю.

Ритмические циклы привязаны к структуре стиха, который читается нараспев. Один слог соответствует одной ноте. Более сложные способы опевания произошли от базового - чтения стихов нараспев.

В зависимости от структуры стиха возникают направления: dhrupad, ghazal, dhamar, khayal, tappa, thumri и т.п. Продолжительность произнесения слога привязывается к продолжительности звучания одной ритмической доли. Разные комбинации рождают разные стили пения, также приняты стандартные ритмические схемы в пределах стиля.

Для многих раг схемы использования нот должны уточняться: в восходящем и нисходящем движениях одна нота может отличаться.

Принятые в музыке хиндустани названия нот са, ре, га, ма, па, дха, ни соответствуют европейской системе "до, ре, ми, ...". Но если в европейской музыке для ноты "ля" принята частота 440 Гц, то в частотном плане индийский звукоряд плавает. Ноту "са" вокалист выбирает, исходя из собственного диапазона. На эту ноту настраивают танпуру, табла и т.д. Вспоминается анекдот с фразой "он еще ищет свою ноту, а я нашел уже".



Существуют мнения индийцев о том, что разговоры о существенном вкладе мусульман в индийскую культуру раздуты, ведь музыка в Индии существовала еще до появления ислама, а Индия в древности имела связи, в т.ч. культурные, с соседними странами мира еще до нашей эры, многие предпосылки были заложены еще до возникновения ислама, культура индийцев также некоторым образом влияла на культуру соседних территорий. Кстати, в частности о вкладе мусульман в культуру севера Индостана вот что пишут.

1 комментарий:

  1. Eugen сообщает:

    <<...
    Об инструментах, которые использовались музыкантами в древности, почти ничего не известно. О том, какой была музыка тогда, вообще ничего не известно, можно только лишь строить догадки. Источники вразумительной информации о музыке хиндустани датируются не ранее начала 18 века.
    ...>>

    Уверен, это результат отсутствия отчётливой письменной фиксации музыкального мышления. Такая форма письменности возникла в Европе, например, в 11 веке н. э.

    В итоге сущность европейской музыки менее мистифицирована, а её инструментальные, литературные и технологические ресурсы намного доступнее для массового изучения, понимания и употребления, чем таковые индийской.

    ОтветитьУдалить