понедельник, 19 сентября 2011 г.

Индийцы говорят

— Здесь не полицейское государство — свободы больше, чем у вас в постсоветских странах. Ни один полицейский не может остановить тебя для проверки документов. Ни один! Потому, что сами индийцы зачастую паспортов не имеют, у нас нет всеобщей паспортизации населения. Конечно, если ты хочешь поехать за границу, взять кредит или иметь какие-то еще взаимоотношения с банком, тебе придется иметь паспорт. Но далеко не всем это здесь надо.

* * *

— Я был удивлен, поняв, что гитара для индийцев ассоциируется со слайд-гитарой, которая используется в музыке хиндустани. О том, что европейский стиль игры сильно отличается и о том, что на своей гитаре я не могу играть индийскую музыку, многие из них не подозревали. Они не похожи на невежественных людей, но о европейских стилях игры ничего не знают.
— Посмотри на этих людей на улицах Джайпура. Они не то что о западной культуре, даже о том, что делается в соседнем штате, не имеют понятия и не хотят его иметь. А зачем? Они знают, что за пределы своего города они вряд ли когда-то выберутся, это и диктует их интерес.

* * *

— Что делает индийцев счастливыми?
— Деньги.
— А если денег мало?
— Тогда современная музыка и фильмы.
— А если этого не любят?
— Ну тогда всякие реалити-шоу, что-то по телевизору да найдется.

* * *

— А кому принадлежат эти трехколесные такси? Это работники одной большой структуры или они сами по себе?
— По-разному. Есть люди, которые владеют несколькими машинами, и водители работают на них. Кто-то сам собственник машины. Но у нас многие сотрудники дорожной полиции становятся собственниками нескольких машин. Потому если у тебя какие-то споры с водителем такого такси, он смело скажет: «хочешь — обращайся в полицию».

* * *

— Правосудие здесь — отдельная тема. Предположим, подаешь ты иск в суд. Рассмотрение назначается на определенный день — скажем, сейчас август, вот и назначат на 20 декабря. В декабре кто-то ушел на больничный, и тебе говорят, чтобы ты пришел 15 февраля. Потом еще что-то происходит, в результате каждое заседание много раз откладывается на один или два месяца, и судебные тяжбы длятся годами и десятилетиями. В зависимости от твоего положения суд будет решать, находить ли в твоем преступлении состав и достаточно ли доказательств.

* * *

— Индийцы очень любят шум. Если это музыка, они включают ее на полную мощность. Если поют, то всей толпой, громко стучат и звенят. На концертах звук выставляют тоже очень громкий.
— А если они решат пошуметь поздно вечером, это не запрещено?
— Формально — да, запрещено. Но в действительности полиция не везде может повлиять. Если большая компания шумно веселится, празднуя свадьбу и мешая соседям спать, соседи могут обратиться в полицию. Полиция приедет и попытается донести до компании, что шуметь не стоит. А отец жениха может сказать: «У меня один сын, в моей жизни будет всего одна свадьба, и вы хотите мне ее испортить?». Полиция не пойдет на конфликт, потому что люди будут обозлены ситуацией. А государство и полиция делают все возможное для того, чтобы избегать агрессивных настроений: если общество выйдет из-под контроля, это нанесет удар по экономике Индии, а она и так слабая. Если же в каком-то храме всю ночь длится служение, там громко поют большой толпой, то на жалобы полиция вообще не реагирует — они понимают, что приезжать туда бессмысленно. Потому что там служение.

* * *

— За что убили Махатму Ганди? Его не сикхи убили? Или я путаю — это Индиру Ганди сикхи из личной охраны убили?
— Нет, Махатму Ганди убили индусы.
— А между Махатмой и Индирой Ганди родство было какое-то?
— Никакого. Индира была замужем за Ферозом Ганди и взяла его фамилию. Фероз Ганди был просто однофамильцем Махатмы Ганди.
— Как же вышло, что индусы убили Махатму Ганди?
— Такие убийства могут происходить из-за передела сфер влияния, но, как правило, все сводится к деньгам. Когда британцы уходили в 1947 году, они разделили территорию Британской Индии так, как им это было выгодно, чтобы, отделив Пакистан, облегчить себе доступ к природным ресурсам. Они оставили приличную сумму денег и распределили, какому государству сколько. Пакистану тоже немало досталось. А Махатма Ганди решил, что раз британцы оставили деньги для Пакистана, то надо их Пакистану и отдать. Многие индийцы были против этого, потому что они считали, что эти же деньги уйдут на терроризм против Индии, и были уверены в том, что нельзя их отдавать Пакистану.
— Так почему же он все-таки решил их отдать?
— Потому что он был таким хорошулей.

* * *


— Как в Индии оценивается творчество Рави Шанкара? Он известен в мире и считается чуть ли не лучшим индийским исполнителем на ситаре, но так ли это в самой Индии?
— Рави Шанкар — это человек, владеющий огромным количеством звукозаписывающих студий. Он решает, чей диск будет издан, а чей нет. Его влияние в продакшн-сфере огромно. При этом как музыкант он по сравнению с Вилаятом Кханом полный ноль.

* * *

— Я вижу в Дели огромное количество машин с названием Maruti Suzuki. Что такое Maruti и почему названия два?
— Maruti Suzuki и похожие двойные марки автомобилей — совместного производства. Все машины, которые ты здесь видишь, за очень редким исключением собраны в Индии. Здесь собирают Mitsubishi, Honda, Hyundai и другие. Импортные машины дорогие, доставка дорогая, большинству индийцев они не по карману, машины индийской сборки и сами прилично стоят. Так вот есть совместные предприятия, собирающие автомобили так, что ключевые компоненты импортируются из Японии или еще откуда-то, все остальное индийское. Так работают Maruti Suzuki, мотоциклы Hero Honda, хотя компания Hero выпускает уже собственные мотоциклы; Swaraj Mazda. Компанию Maruti основал Санджай Ганди, сын Индиры Ганди. Он решил: а не заняться ли производством автомобилей в Индии. Это при том, что здесь даже велосипеда хорошего не умели произвести. Он решил пойти таким путем: заказал из Германии два автомобильных двигателя и отдал их каким-то знакомым автомастерам с просьбой сделать автомобиль с импортным двигателем. Когда происходил тест новоявленного автомобиля, он не проехал и двух километров: у него провалилась коробка передач. Однако позже было налажено сотрудничество между Марути и Сузуки, и автомобили стали делаться по-человечески.

* * *

— В Дели такое дорожное движение, что у меня создается впечатление, что правил здесь нет, и дорожная полиция, если она и существует, где-то спряталась.
— Почему же? Смотри, вот стоит полицейский, он только что свистнул в свисток. Так что не надо обзывать Дели. У нас есть полиция, и она работает.

* * *

— Много ли сикхов знают язык панджаби? Я читал, что на этом языке написано их священное писание.
— Здесь и мусульман полно, и что они, по-твоему, знают арабский? Они понятия о нем не имеют. Более того, тот текст, что был написан во времена десяти гуру, был больше на хинди, чем на панджаби, просто панджабцы стали читать его со своим акцентом. А изначально был вовсе не на панджаби.

* * *

— На дорогах в Индии я вижу огромное количество аварийно опасных ситуаций. Один решил обогнать грузовик по встречной, один решил неожиданно преградить путь, все разминаются на перекрестках очень близко... У нас бы уже у водителей сдали нервы и они бы стали друг на друга кричать из окна автомобиля. А у вас как-то все спокойны, никто ни на кого не кричит.
— Начни однажды кричать, будешь кричать до конца своих дней.

* * *

— Я видел в Индии несколько «клубов», но пока не понимаю, что это такое. Зачем они?
— Я, например, состою в клубе. Я туда хожу иногда поиграть в теннис, иногда поплавать в бассейне. Там также есть ресторан.
— То есть это что-то типа фитнес-центра?
— Не совсем. Идея клубов взята у британцев, и в Индии она прижилась. Клуб — это, прежде всего, собрание людей. Кроме спортивных целей есть и другие — члены клуба собираются и обсуждают что-либо.
— А как стать членом клуба?
— Если ты захочешь стать членом клуба, будет собран совет членов клуба, тебя пригласят на него, зададут тебе интересующие их вопросы, после чего они примут решение о твоем членстве.
— Похоже на масонство.
— Ха-ха, что-то вроде того.

* * *

— Свами Вивекананда посетил Америку тогда, когда связь Индии с остальным миром была очень слабой — индийцы не знали, какие они, американцы. Так вот когда он приехал обратно, его стали спрашивать: ну что, чем они отличаются от нас? Он ответил, что там есть социальная свобода, но нет религиозной. У нас наоборот, религиозная есть, но социальной нет.
И ты можешь увидеть это на улицах: машины у всех одинаковые, одежда одинаковая. Если ты будешь демонстрировать свой достаток, одевая дорогие вещи и ездя на дорогой машине, людям это не понравится, потому здесь стараются этого не делать.

* * *

— Знаю, что в Индии есть христиане, и вот что интересно: принимают ли они концепцию первородного греха?
— Ни в коем случае. В Индии она не прижилась вообще. Кроме того, здесь люди не понимают, как тебе посторонний человек может отпустить какие-то грехи, после чего ты пойдешь грешить дальше. Здесь люди привыкли сами быть ответственными за свои грехи.
— В таком случае что представляет из себя христианство в Индии?
— Оно интересно людям до тех пор, пока они находят в служениях источник радости и веселья.

* * *

— Мне не совсем понятно явление использования английского языка в Индии. Почему английский язык до сих пор носит статус официального, и индийцы, живущие в одном городе, часто на нем говорят, а не на родном? На мой взгляд, было бы логично избегать его использования после ухода колонизаторов.
— На самом деле Индия так и не освободилась от влияния британцев. Английский язык был языком правящей верхушки, они давали указания на этом языке нижестоящим индийцам. Так и повелось, что английский стал языком передачи власти, и если ты его знаешь, ты ближе к верхушке. Так он воспринимается по сей день. И каждый чертов индиец мечтает забыть свой родной язык и говорить только по-английски. Ты послушай их! Фраза на английском, фраза на хинди.

* * *

— В чем отличие джайнизма от ветвей индуизма?
— Джайнизм — тоже ветвь индуизма, только джайнисты не хотят этого признавать и считают свою религию не относящейся к индуизму. Хотя на самом деле это ответвление от индуизма, прошедшее много реформаций. Они специальным масками закрывают себе рот, чтобы никакая букашка не залетела туда и не умерла. Мы, индусы, считаем, что это смешно, хотя, конечно, джайнам этого не говорим. Ну не можешь ведь ты контролировать всех насекомых, которые могут случайно оказаться у тебя под ногами. Джайны вдобавок к этому не хотят никуда выезжать или выходить ночью — вдруг в темноте они какую-то букашку не заметят и раздавят. Сложилось так, что джайнизм — религия не для бедных слоев населения. У их храмов внушительный бюджет.
Однажды коллектив раджастанских музыкантов остановился в доме одного джайна на несколько дней. Музыканты относятся к племени манганиар, племя мусульманское, у них нет запрета на употребление мяса. Более того, эти музыканты привыкли каждый день съедать по курице. Вышло так, что днем они ничего не ели и ждали, что в доме джайна их после концерта накормят. Но джайн мало того, что сам ел хлеб и запивал водой, еще и гостей своих угощал тем же, утверждая, что джайнизм призывает к умеренному питанию. Хлеба с водой музыкантам было недостаточно, и на следующий день нашли кафе, в котором можно нормально поесть. Заходят в это кафе и видят, что в нем сидит тот самый джайн и ест курицу. «С этого дня мы будем есть курицу на завтрак, обед, и ужин!» — стали говорить музыканты, выражая недоумение: «Ты нас вчера чем кормил, а тут курицу жрешь! Это твое умеренное питание?!». На что джайн ответил: «Да, нужно есть немного. Но я ведь и этой курицы съел совсем немного».

* * *

— Правда ли, что брать еду можно только правой рукой? Я об этом слышал, но так как я левша, мне привычнее брать еду левой рукой.
— Есть такое. Когда я воспитывался, меня учили брать еду только правой рукой, так как левая считается нечистой — ею совершаются туалетные дела. У многих такой порядок остался до сих пор, но большинство людей в городах не обращает на такое внимания, берут еду той рукой, какой удобнее.

* * *

— Когда-то в детстве я увлекался фокусами и посещал цирковую студию.
— Так это очень хорошо, ты здесь в Индии мог бы заработать миллионы. Если не будет в Украине складываться с работой, приезжай сюда.
— Каким это образом заработать?..
— Показывая фокусы и говоря о том, что это что-то вроде материализации предметов. Создал бы себе имидж святого (baba / holy man), которому несли бы деньги, чтобы получить милость.
— Это как-то не очень честно.
— Почему же? Это очень даже честно по отношению к дуракам, которые только и ждут милости от какого-нибудь святого и готовы нести ему за нее деньги.

* * *

— Крикет в Индии — это не просто игра, а способ входа в разные общества. Если ты можешь вклиниться в разговор какой-то компании о крикете, то ты сразу становишься там своим человеком. Это очень выгодно — с помощью крикета ты завязываешь новые знакомства.

* * *

— В штате Раджастан есть цыгане, мы их называем banjara. Это кочевые племена, у которых своя культура и традиционные занятия. Но эта культура исчезает, так как многие цыгане меняют достаток на оседлость, и они перестают быть носителями культуры. Как правило, цыгане занимаются изготовлением или ремонтом металлических изделий. Если мне надо что-то для дома - например, как вот эта решетка или тот обод, я иду к цыганам, они хорошо и недорого делают работу. Многие верят в то, что цыгане ушли из местности, которую когда-то захватили мусульмане, и решили не возвращаться туда, пока мусульмане не уйдут оттуда. Мусульман там позже не стало, но цыгане успели разбрестись по миру и не вернулись уже.
— А считаются ли цыганами исполнители раджастанской музыки из племен ланга и манганиар? А то часто они представляются европейцам как цыгане Раджастана.
— Это не цыгане, а потомки людей из низших каст, которые стали зарабатывать деньги исполнением музыки для своего патрона, владельца территории. Их музыка не является раджастанской народной, они профессиональные музыканты, их уровень и репертуар должен соответствовать, прежде всего, потребностям патрона. Естественно, кроме песен о природе там есть и песни, посвященные семье правителя, и восхваления самого правителя.

* * *

— Я смотрю, Салман Кхан здесь как бог, он везде: в клипах, в фильмах, в рекламе... Он узурпировал экранное время, по всем каналам он один, будто других актеров нет.
— Для многих маленькая кучка актеров — действительно как боги, они не то что часть индийской действительности, они ее создают. Однажды я оказался в доме у знакомых, у которых есть дети. Один из детей подбежал ко мне и спросил: «Скажите, а кто вам больше нравится — Салман Кхан, Шак Рукх Кхан или Аамир Кхан?». Я ответил, что я без понятия, не смотрел ни одного фильма с этими актерами. После чего увидел, что глаза ребенка округлились так, будто он увидел инопланетянина. Он пошел к маме и сказал ей: «Мама, этот дядя не знает, кто это такие!..». Я не знаю ничего об актерах нового поколения. Для меня Амитабх Баччан — действительно хороший актер. Он сын поэта и сам хороший человек — это то, что я о нем знаю. А молодыми актерами я не интересуюсь, да и вообще телевизора не смотрю.

* * *

— Слышишь, какой сейчас запах у деревьев? Мне тяжело жить в Дели, это бешеный город, но когда мне приходится уезжать отсюда, я скучаю за двумя вещами. За этим запахом деревьев и за пением птиц. Этих птиц здесь так много, и я привык слышать их разнообразные голоса. В других городах мне их не хватает.

* * *

— Что скажете о болезнях в Индии? Я слышал о том, что существует опасность заражения малярией. Что еще здесь есть опасного кроме малярии?
— Да, малярия здесь есть, но вероятность ее подхватить очень низка.
— Как защититься от малярии?
— Носить закрывающую руки и ноги одежду, использовать москитные сетки и кремы от комаров. Против малярии есть эффективные лекарства. Но имей в виду, что малярия — это не самое тяжелое заболевание. Есть dengue (лихорадка Денге), которая протекает тяжелее и против нее нет лекарств. Это опасная болезнь, также передаваемая комарами.

* * *

— Здесь в Джайпуре малярии нет. Ты тут видишь комаров? В этом сезоне их очень мало, хоть сейчас и сезон дождей, но дождей немного. Комаров нет, нет и малярии. Здесь нет рек, нет водоемов, вот комары и не плодятся. В Дели зато все это есть — и малярия, и Денге. Когда я жил в Дели, меня укусил комар, который переносит Денге. Я его на себе хлопнул, но не подумал о том, что так лучше не делать. Лучше было по нему щелкнуть, чтобы смахнуть. Мне тяжело передать, в каком состоянии я находился несколько дней и какие у меня были видения. Я вообще не понимал, где я. А малярия — это болезнь на четыре дня. Отлежишься, примешь медикаменты, и никакой малярии. Это как у вас грипп. То, чего действительно стоит бояться — это Денге.

* * *

— Когда покупаешь печенье или какую-то другую еду, следи за тем, чтобы она была в фабричной упаковке. Если она продается на развес, не бери, потому что там может оказаться какая-нибудь зараза. Пусть даже ничего серьезного, но ты можешь заработать расстройство желудка. На улице также не покупай приготовленной еды, в условиях ее приготовления нет никакой гигиены. Если ешь овощи или фрукты, кожицу снимай. Я стараюсь всегда так делать.
— А я думал, что индийцам все равно, что у вас есть иммунитет против всякой кишечной заразы.
— Это неправда. Индийцы покупают что-то на улице, раз ничего, два ничего, на третий валяются с расстройством. Оправились и опять продолжают в том же духе. Позже опять валяются с расстройством. Ты только так думаешь, что это непривыкшим иностранцам грозит, а нам нет — мы от них в этом не отличаемся. Едим на улице, после чего валяемся с расстройством, потом едим там опять и снова валяемся.

* * *

— Однажды я проходил прослушивание на один конкурс вокалистов как исполнитель на табла для аккомпанемента вокалу. Я оказался в большом помещении, в котором собирались артисты, которые тоже принимали участие в прослушивании, и стал настраивать инструмент. Я не играл громко, просто наигрывал что-то сам себе. Это же подготовка, каждый занят своим делом. Тут появился один известный исполнитель на табла, который часто выступает с братом-инструменталистом. Он настраивал инструмент, оглядывась на всех окружающих с таким видом, будто все должны сидеть тихо, ведь я настраиваюсь. После чего он начал играть на табла. Он хорошо играет, в этом сомнений нет, у него хорошая техника. Он играл минуту, затем вторую... К концу второй минуты он уже своей игрой там просто всем надоел. Пержде всего, тем, что он копировал стиль Закира Хусейна. Все, кто там собрались, были люди понимающие в музыке, а стиль Закира тяжело с чьим-то спутать. В том, что он играл, не было ничего персонального, людям надоело слушать, как один исполнитель изображает манеру другого. Когда я позже решил поиграть, я сыграл одну довольно простую фразу и обратил этим на себя внимание. Стали подходить незнакомые люди и спрашивать, чей я ученик. Когда я им говорил, что я учился у устада Шейкха Дауда, их это впечатляло, он был очень известным исполнителем. Интересовались — как так вышло, что мы о тебе ничего не знаем, ведь у тебя такой преподаватель? Обо мне действительно узнать было неоткуда: я работал учителем хинди в школе, имел рабочий график, нормальную зарплату, к исполнению на сцене интереса не испытывал и никогда не просил моего устада дать мне возможность засветиться на сцене, как это обычно делают все ученики, которые хотят стать профессионалами. Но важнее всего было то, что их привлекла хоть и простая фраза на табла, но моя собственная. Так что вот тебе совет: старайся в своей музыке всегда показывать, кто ты сам есть. Пусть в Испании будет множество гитаристов, которые играют лучше. Но главное то, что ты в свою музыку вложишь сам. А когда играешь на табла, ищи свой собственный путь выражения. Включай запись чьей-то игры и пытайся играть синхронно с ней, но не копируй полностью манеру - изменяй фразы на свой вкус. Так ты будешь учиться выражать себя в музыке, это самое главное.

понедельник, 1 августа 2011 г.

Санскритский язык, какова бы ни была его древность, обладает удивительной структурой, более совершенной, чем греческий язык, более богатой, чем латинский, и более прекрасной, чем каждый из них, но носящей в себе настолько близкое родство с этими двумя языками как в корнях глаголов, так и в формах грамматики, что не могло быть порождено случайностью, родство настолько сильное, что ни один филолог, который занялся бы исследованием этих трех языков, не сможет не поверить тому, что они все произошли из одного общего источника, который, быть может, уже более не существует. Имеется аналогичное обоснование, хотя и не столь убедительное, предполагать, что и готский и кельтский языки, хотя и смешанные с совершенно различными наречиями, имели то же происхождение, что и санскрит.

Уильям Джонс, основоположник сравнительно-исторического языкознания, XVIII век.
В киевском в ТЦ "Караван" 13 августа 2011 состоится фестиваль индийской культуры.

вторник, 26 июля 2011 г.


Макс Мюллер, автор фундаментальной работы "Шесть систем индийской философии", о зарождении философской мысли в древней Индии.

* * *

В древней Индии едва ли могла иметь место суровая борьба за существование. Природа щедро давала людям необходимые средства существования, и люди, обладавшие немногими потребностями, могли жить там, подобно лесным птицам, и подниматься, подобно им, к синему небу, к вечному источнику света и истины. Какая другая забота могла быть у людей, которые, укрываясь от жары и от тропического солнца, искали убежища в тенистых рощах или в пещерах гор, кроме размышления о мире, в котором они появились неизвестно как и неизвестно почему? В древней Индии, поскольку мы знаем о ней из вед, навряд ли существовала какая-либо политическая жизнь, а стало быть, не было ни политической борьбы, ни муниципального честолюбия. В то время не существовало еще ни науки, ни искусства, на которых могла быть направлена энергия этой высоко даровитой расы. У нас, задавленных газетными известиями, парламентскими отчетами, ежедневными открытиями и рассуждениями о них, почти не имеется досуга для того, чтобы заниматься метафизическими и религиозными вопросами; напротив, эти вопросы составляли почти единственный предмет, на который древний обитатель Индии мог расходовать свою умственную энергию. Жизнь в лесу не была невозможностью при теплом климате Индии, и при отсутствии самых первобытных средств сообщения что было делать членам небольших поселений, рассеянных по стране, как не выражать удивление перед вселенной, которое составляет начало всякой философии? Литературное честолюбие едва ли могло существовать в то время, когда еще не было известно само искусство письма, когда не было другой литературы, кроме устной и сохраняемой в памяти, развившейся до крайнего и почти невероятного предела благодаря старательной и выработанной дисциплине. В такое время, когда люди еще не могут думать об общественном одобрении или личной выгоде, они больше думают об истине – и это объясняет вполне независимый и честный характер их философии.

вторник, 19 июля 2011 г.

Ссылки для интересующихся санскритом, ведами, культурным наследием Индии:
http://rosashtanga.ru/a-link-sanskrit.htm
Интересная статья об индийской музыке с нотными примерами.

http://www.belcanto.ru/india.html

Много сокращений - судя по всему, текст отформатирован так, чтобы студенты могли тратить меньше бумаги и денег на распечатку, а также чтобы шпаргалки были компактнее. Но статья все равно сойдет за толковую на фоне почти полного отсутствия вразумительной информации, поданной в ключе, понятном европейцам.